понедельник, 30 ноября 2015 г.

Тонино Гуэрра. Великий ловец образов

Слегка запоздалый вчерашний осенний пост про талантливого волшебника уже в блоге "MCI"!

Я хочу рассказать вам об одном абсолютно счастливом человеке - Тонино Гуэрре, никогда не искавшем ни славы, ни богатства, ни любви - они всегда находили его сами, но... обо все по порядку. 

По натуре он был большой выдумщик, отчаянный романтик, и это отличало его от многих. Еще его называли волшебником, удивительным сказочником... По профессии он был очень значимой личностью - великим драматургом, философом, кроманьельским художником, поэтом, сценаристом, соавтором фильмов Федерико Феллини, Микеланжело Антониони, Андрея Тарковского и многих других знаменитых режиссеров.. Тонино Гуэрра написал сценарии к более 100 кинофильмам, многие из которых определили судьбы мирового кинематографа, и не только!

Жизнь этого великого человека была непростой...  Но чудеса рассыпаны по ней, как знаки особой судьбы и особого предназначения. Чудо сопровождало его рождение, когда он появился на свет  в большой крестьянской семье. С самого детства он любил рисовать и, уже будучи мальчишкой, зарабатывал деньги на хлеб, выполняя оформительские работы для журналов и газет. Потом чудом остался жив, проведя 2 страшных года в плену немецкого концлагеря и именно там он нашел свое призвание - начал писать стихи и прозу. Удивительно-трогательное стихотворение он написал, когда вышел из плена:

Я радовался часто и бывал доволен.
Но счастье в жизни испытал впервые,
Когда в Германии меня освободили
Живым из плена:
Я снова смог на бабочку смотреть
Без всякого желанья съесть ее.



Кстати, бабочка для Тонино всегда была символом свободы, нежной и хрупкой красоты каждого мгновения жизни.

После войны активно занялся литературной деятельностью, одновременно проходя обучение в университете Урбино.  После переезда в Рим целиком посвятил себя литературе и там же написал свой первый сценарий. Со временем, Гуэрра становится самым востребованным итальянским сценаристом своего времени. Все его сценарии взяты из жизни, как говорил сам Тонино, он никогда ничего не придумывал из головы. Вполне возможно, именно из-за этого обстоятельства он был настолько популярен, и фильмы с его сценариями до сих пор так актуальны. Конечно, немалую роль играли и гениальные режиссеры, с которыми он работал, например, Микеланджело Антониони, который перекрашивал переулки во время съемок своих фильмов, менял цвета деревьев, мог сделать гранаты белыми и т.д. Тогда это казалось дикостью, а со временем открылась уникальность его работ с цветом и нестандартность мышления. Их творческий союз продлился 40 лет, они сняли больше десятка фильмов, большинство из которых глубокие и наталкивающие на размышления, такие, например, как "Красная пустыня" и "Блоу ап", "Забриски пойнт", призывающие людей мыслить осознанно и показывающие, что вещи и деньги ведут в небытие и пустоту, и есть на свете гораздо более важные вещи...

Очень плодотворным оказалось его сотрудничество и с Федерико Феллини. Они понимали друг друга без слов. Их связывали общие воспоминания, детство. Наверняка многие смотрели фильмы, созданные этим гениальным тандемом -  "И корабль плывет""Репетиция оркестра", "Джинджер и Фред", "Амаркорд" и т.д.

Дружба с Андреем Тарковским вылилась в создание удивительного фильма "Ностальгия", в такой свойственной этому русскому режиссеру манере пограничного состояния, он, как всегда, ушел от общепринятых канонов при его создании.

Тонино обожал Сергея Параджанова и  даже добивался освобождения великого армянского режиссера из заключения. Они оба обладали волшебным даром претворять в искусство все, к чему прикасались. Вполне возможно, что именно это обстоятельство их сблизило.

В середине 70-х годов Тонино женился на гражданке Советского Союза - Элеоноре Яблочкиной. Вместе они творили из своей жизни сказку о своей любви, мужестве и преданности, которую вдохновенно и радостно рассказывают по сей день. Символом этой любви стала  пустая птичья клетка, с открытой дверцей (как символ того, что никогда в ней не будут томиться в неволе птицы), на дне этой клетки свернулись листочки бумаги, с придуманными Тонино для Лоры смешными и нежными итальянскими фразами. Так, поначалу Лора учила итальянский. Он никогда не дарил ей банальные подарки. "Тонино может подарить мне глиняный античный черепок, этрусские бусы, старинное  венецианское стекло. Слова. Воздух. Ароматы", - говорила его супруга.

Кроме кино, поэзии и литературы, Тонино был страстно увлечен искусством, он сотворил великолепные фонтаны, камины, мозаики, садовые скульптуры, мебель, картины и многое другое...





Его называли "Человеком Эпохи Возрождения", он обладал неограниченными талантами, умел создавать удивительные вещи буквально из ничего и был необычайно трудолюбив. Вся его жизнь была расписана буквально по минутам, и каждый день он находил время на самые разнообразные виды деятельности. Тонино говорил: "Представь, у меня есть три собаки — так я называю свое воображение. Естественно, время от времени я каждую из них должен выгуливать. Но не более того..." На самом деле он считал себя всего лишь ловцом образов.


Всегда внимательно и напряженно вбирая в себя аромат природы, звуков, цвета, запахов, он хотел, чтобы они осели в его памяти, там, где уже были ранее собраны - в его счастливом детстве. "Детство - это рай.  Все мы были в раю и всегда можем туда вернуться в своих воспоминаниях", - говорил Тонино.

Со временем Тонино с Лорой перебрались из шумного Рима в небольшой городишко Пеннабилли в провинции Романья (откуда Тонино был родом), где "слышно, как идет снег".

Он очень любил свою маленькую Италию, бесконечно ею восторгался и не хотел, чтобы она была предана забвению. Тонино построил дом на склоне горы, сам его обустроил, раскрасил и обставил. В этом доме живут не только работы мастера и бесчисленное количество наград за заслуги, но и множество простых и памятных вещей, с которыми у жильцов связаны самые теплые воспоминания. Буквально все в этом доме пронизано творчеством!

 И еще дом окружен садами - "Сад Воспоминаний" и "Сад забытых фруктов",  в последнем Тонино посадил семена редких сортов деревьев, о которых вычитал в Средневековых манускриптах. Попробовать диковинные плоды здесь может каждый:) А это - "арка неизвестного человека", пройдя через которую, каждый может стать знаменитым, потому что каждый этого заслуживает, считал Тонино))
Есть в этом саду и "Храм Мыслей". "Семь загадочных камней семь непрозрачных зеркал, семь исповедален в ожидании твоих мыслей о самом себе, хороших или дурных."

В одном из таких садов живет "цветок любви" - инсталяция великого мастера, которая превращается в игре света и тени в силуэты его близких друзей - Джульетты Мазины и Федерико Феллини:

Тонино создал вокруг себя свою маленькую Вселенную, открыв доступ к ней каждому и постоянно одаривая весь мир плодами своей неугомонной и бурной фантазии, давая возможность людям задуматься о своей жизни, душе и воспарить над обыденностью.
 Есть замечательный фильм - "Осень волшебника", который я всем советую посмотреть.
В нем наиболее полно и точно раскрыт характер и трудолюбие неутомимого мастера:

И, конечно, очень рекомендую к прочтению его книгу "Семь тетрадей жизни, ознакомиться с которой можно здесь.
 Надеюсь,  этот небольшой обзор вдохновил вас на творческий полет!)
До встречи и ждем ваших отзывов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий